19 ноября 2018
777
поделитесь с друзьями

S&P: Банки могут начать выдавать кредиты некачественным заемщикам

В 2018 году рост объёма выдачи ипотеки превысит 20%, оценивает рейтинговое агентство S&P. Почти так же быстро растёт необеспеченное потребительское кредитование. Долго поддерживать такой рост только за счёт качественных заёмщиков банки не смогут, полагают в агентстве, а значит, есть риск, что они начнут выдавать кредиты клиентам с более низким уровнем дохода и другой культурой платежей. Тогда вырастут и риски банков, и кредитная нагрузка российского населения.

За первые 8 месяцев 2018 года объём выданных ипотечных кредитов вырос на 24,6% в годовом выражении, оценили аналитики S&P в отчёте о российской банковской системе от 13 ноября 2018 года. Ранее «Ведомости» сообщали, что за 9 месяцев 2018 года 15 крупнейших ипотечных банков выдали ипотеки на 65% больше, чем за аналогичный период 2017 года — это более 2 триллионов.

По состоянию на сентябрь 2018 года портфель кредитов под залог недвижимости в российских банках достиг 6 триллионов, на них приходилось уже почти 44% всего портфеля розничных кредитов. Во многом такой рост связан с отложенным спросом 2015-2016 годов, отмечают аналитики компании: тогда из-за высокой волатильности на рынках люди откладывали решение о покупке жилья.  

Необеспеченное потребительское кредитование в последние два года росло почти так же быстро, как ипотека, хотя доля долгов по кредитным картам и других необеспеченных кредитов в портфеле всех потребкредитов банков снизилась с 62% в 2013 году до менее 50% в сентябре 2018 года. Тем не менее аналитики компании ожидают, что в течение следующих двух лет этот показатель продолжит превышать 45%.

 

Скрытые риски

В целом портфель розничного сектора растёт гораздо быстрее, чем рейтинговое агентство прогнозировало в начале года: сейчас аналитики ожидают, что рост по итогам 2018 года составит более 20% — против изначального прогноза в 13–15%.

Сейчас ипотека, по оценке S&P, составляет менее 5% российского ВВП. Уровень закредитованности российских домохозяйств относительно низкий — 14% ВВП. Для сравнения: он составляет 21% ВВП в Турции, 35% в Польше и более 50% в Китае. По прогнозу рейтингового агентства, к 2020 году этот показатель для России увеличится до 18%.

Усиление конкуренции между банками за «кусочек пирога потребительского кредитования» приводит к тому, что они начинают предлагать кредитные продукты клиентам с более низким доходом, что потенциально приведёт к росту кредитной нагрузки населения и росту кредитного риска самих банков.

Руководитель аналитического центра Дом.рф Михаил Гольдберг, выступая на конференции S&P 13 ноября, возразил, что накопления рисков в ипотечном портфеле не происходит. Двузначные темпы роста выдачи ипотеки он объяснил сочетанием двух факторов: ростом доступности ипотеки на фоне снижения ставок (с порядка 13% в конце 2016 года до менее 9,5% в 2018 году) и тем, что, по данным Дом.рф, 25 миллионов семей хотят изменить свои жилищные условия. Цены на жильё, по словам Гольдберга, показывают относительно стабильную динамику. При этом доля кредитов с задержкой платежей на 90 дней и более сейчас находится на уровне в 1,9%, хотя два года назад она составляла около 3%, в 2010 году — примерно 7%. То есть качество ипотечного портфеля находится на высоком уровне, уверен он.

«Рынок ипотеки, с моей точки зрения, — один из немногих сегментов банковского кредитования, которые имеют кратные потенциалы роста. Даже в программах правительства, в проектах, основанных на указах президента, планируется, что к 2024 году объём выдачи ипотеки как минимум удвоится. И даже в этом случае [отношение] объёма ипотечной задолженности к ВВП не превысит 15% — как сейчас в Восточной Европе», — добавил он.

Пока за счёт того, что темпы роста кредитования двузначные, в том числе по ипотеке, доля просрочки размывается «математически», пояснил в разговоре со Сравни.ру директор группы «Финансовые институты» S&P Global Ratings Сергей Вороненко.

По его словам, S&P уже сейчас наблюдает, что некоторые банки — пусть и не самые крупные игроки — готовы выдавать ипотеку с LTV (отношение суммы кредита к стоимости залога — Сравни.ру) 80%, что рискованно. Доступность ипотеки расширилась, растут средний чек и уровень закредитованности.

Пока пузыря нет, подчёркивает Вороненко, но темпы роста в 20–25% в качественном сегменте возможны только за счёт большой доли рефинансирования. Тренд по ставкам развернулся, а банкам нужно сохранять маржу, так что они могут ослабить требования к заёмщикам. Это в свою очередь может привести к существенному росту кредитной нагрузки населения, а также к ухудшению так называемой культуры платежей. Уже в 2017-2018 годах темп роста кредитной нагрузки опережал темп роста располагаемых доходов. Впрочем, пока тенденция повторяет кредитный цикл, и угрозы S&P в текущей ситуации не видит, однако ожидает снижения темпов роста кредитования уже в 2019 году — «иначе это будет область риска», подчеркнул Вороненко.

Обеспокоенность закредитованностью населения уже выражает Центральный банк. Летом регулятор объявил о пересмотре с 1 сентября 2018 года коэффициентов риска по потребительским кредитам таким образом, который усложнил бы выдачу кредитов по ставке выше 10%. Необходимость введения этой меры Банк России объяснил ускорением кредитной активности в сегменте необеспеченного потребительского кредитования: темп прироста задолженности опережал темп прироста располагаемых доходов. Позже в сентябре 2018 года директор департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова на форуме Ассоциации российских банков в Сочи рассказала, что регулятор рассматривал возможность с 1 января 2019 года ввести ограничения на выдачу ипотеки с первоначальным взносом ниже 20%. Доля таких кредитов в общем объёме выдачи оценивалась более чем в 40%.

Судить о кредитной нагрузке только по объёму выдачи кредитов и отношению кредитного портфеля к ВВП неверно, возражает автор телеграм-канала EconomicsGuru Тимур Нигматуллин. Согласно расчётам ЦБ, долговая нагрузка населения, рассчитанная как часть дохода заёмщиков, идущая на выплату процентов и погашение тела долга, падает и находится сейчас на уровне ниже докризисного. При этом ставки по кредитам догоняют ключевую ставку, которая была снижена ранее, с некоторым лагом — например, в полгода, так что пока всё ещё можно говорить о снижении процентных ставок. По данным ЦБ, ставки по потребкредитам (от 181 дня до 1 года) в сентябре 2018 года составили 17,57% годовых против 20,2% в сентябре 2017-го. Что касается тех мер, которые ЦБ сейчас предпринимает на рынке розничного кредитования, речь скорее о точечном регулировании, а не о систематической проблеме, считает Нигматуллин.