31 июля 2017
1129
поделитесь с друзьями

Европейцы замешаны в надувании пузырей на канадском рынке жилья

Летом прошлого года канадские власти в Ванкувере, всерьез обеспокоенные притоком китайских денег на их рынок жилья, ввели новый 15-ный налог для иностранных покупателей. Этот шаг должен был охладить сектор недвижимости, где за последние годы резко выросли цены. В этом году аналогичные меры приняли в Торонто. Канадский рынок жилья зачастую приводится в качестве типичного примера в мировой экономике после финансового кризиса: максимально низкие процентные ставки, дешевые кредиты и продолжающийся рост китайской экономики подтолкнули цены на недвижимость вверх – в Торонто они выросли более чем вдвое от послекризисных минимумов, зафиксированных в апреле 2009 года.

Но за этим многие не замечают притока европейских денег на канадский рынок, работающий по непрозрачной схеме, в которой дома в Торонто, Ванкувере и Монреале ловко попадают в руки франкфуртских чиновников. Покрытые облигации лежат в основе европейских финансов. Инструменты, которые считаются ультрабезопасными, выпускаются банками для инвесторов в целях финансирования ипотечных кредитов. Затем долг обеспечивается ипотекой, что дает держателям облигаций дополнительную защиту от дефолта. Покрытые облигации никогда не пользовались успехом в США, но Канада – это совсем другой рынок. В июне 2012 года власти ввели специальное законодательство для покрытых облигаций, официально позволившее крупнейшим банкам страны осваивать рынок.

В тот период, когда Марк Карни возглавлял канадский Центробанк, ЕЦБ уже вовсю покупал покрытые облигации, чтобы поддержать банковский сектор континента. К концу 2014 года, когда дальнейшие покупки облигаций европейским ЦБ ознаменовали начало программы «количественного смягчения», для канадских эмитентов ситуация в Европе стала еще привлекательнее. Канадские банки также присутствуют на американском рынке, но особенно высокую активность проявляют в Европе, где, по данным Citi, обращаются канадские покрытые облигации на сумму около 500 млрд евро. ЕЦБ не покупает покрытые облигации Канады, но владеет более чем одной третьей частью всего европейского рынка, что подталкивает инвесторов к более высокой доходности, предлагаемой канадскими эмитентами. «Какова альтернатива покрытым облигациям в евро для инвесторов? Стоит ли им покупать долговые бумаги Еврозоны с более низкой доходностью, которые поглощает ЕЦБ? Или же они пойдут на альтернативные рынки, такие как скандинавские страны, Канада, Австрия и т.д.?», - задается вопросом Майкл Спайс, стратег Citi. В этом году беспокойство по поводу состояния канадского рынка жилья усилилось. В мае акции небанковского кредитора Home Capital обвалились, а цены на жилье в Торонто резко упали после действий региональных властей в целях охлаждения рынка. Аналитики говорят, что инцидент с Home Capital заставил некоторых инвесторов понервничать, но доходность по покрытым облигациям Канады не показала агрессивных движений. «Большинство инвесторов осознает, что рынок жилья выглядит несколько «растянутым», но, я полагаю, они вкладывают этот фактор в более общую оценку рисков, – поясняет Спайс. – Какой вид долговой ценной бумаг я в этом случае покупаю? Я покупаю обеспеченные банковские облигации с рейтингом ААА у банка с рейтингом АА в стране с рейтингом ААА. А теперь давайте сравним эти критерии с итальянскими покрытыми облигациями…».

Покрытые облигации обладают высокими рейтингами, и здесь практически нет очевидных примеров с убытками. Для того чтобы понести убытки с этим активом потребуется банкротство банка, дефолт ипотечных заемщиков и резкое падение цен на жилье в качестве обеспечения. «Вспоминая истории с банкротствами банков, мы не находим ни одного случая, связанного с покрытыми облигациями», - отмечает Джейн Солдера, вице-президент рейтингового агентства Moody’s. Это означает, что с административной точки зрения такие прецеденты не встречались, добавляет она. Если отбросить низкую вероятность убытков для инвестора, покрытые облигации в долларах и евро являются важным источником притока капитала на рынок жилья страны.

В настоящее время покрытые облигации во всех валютах финансируют порядка 10% всего ипотечного рынка Канады, размер которого, по сведениям Канадской ипотечной и жилищной корпорации, составляет около $1.4 трлн канадских долларов. В начале 2013 года эта цифра составляла 5%, а в 2007 году была практически нулевой. Джерри Марлатт, юрист Morrison Foerster в Нью-Йорке, говорит, что стремление канадских банков к финансированию на международных рынках подпитывается самим существованием европейского рынка. «Очевидно, если вы можете финансировать ипотечные долги при помощи иностранной валюты, вы используете свободные средства на другие цели, - отмечает Марлатт. – Если у вас не было покрытых облигаций, банкам придется либо выпускать больше долгосрочных долговых обязательств, либо сосредоточиться на депозитах, а это не так просто сделать в Канаде».