11 января 2019
1085
поделитесь с друзьями

Вот где стартует следующий кризис

Автор: Джеймс Рикардс,
американский юрист, экономист и инвестиционный банкир

Предпосылки для ожидаемого финансового краха вполне обоснованы. Финансовые кризисы происходят регулярно. Так, они случались в 1987, 1994, 1998, 2000, 2007-08 годах. В среднем за последние тридцать лет это событие происходило примерно раз в пять лет. В течение последних десяти лет не было ни одного финансового кризиса, поэтому мир уже давно заждался его наступления. Кроме того, случается так, что каждый следующий кризис больше, чем предыдущий, и он требует бо́льших интервенций со стороны центральных банков.


V РОССИЙСКИЙ ИПОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС


Эта закономерность объясняется масштабом системы. В сложных динамических системах, таких как рынки капитала, риск является экспоненциальной функцией масштаба системы. Увеличение масштабов рынка коррелирует с экспоненциально бо́льшими рыночными крахами.

Это означает, что мы увидим рыночную панику, которая окажется намного масштабней, чем паника 2008 года.

Сегодня системный риск более опасен, чем когда-либо, потому что сама система теперь стала больше. Благодаря вмешательствам центральных банков за последние 15 лет общий глобальный долг увеличился примерно на $150 трлн. Слишком-большие – чтобы-обанкротиться банки стали больше, чем когда-либо прежде, и теперь на их балансах числится бо́льшая доля общих активов банковской системы. Кроме того, они имеют гораздо бо́льшие позиции в деривативах.

Каждый кредитный кризис и кризис ликвидности начинается по-разному, но заканчивается он одинаково. Каждый кризис начинается с поломки в конкретном перегруженном долгами секторе, а затем распространяется от сектора к сектору, пока весь мир не закричит: “Я хочу вернуть свои деньги!”

Сперва один класс активов внезапно резко дешевеет. Инвесторы, занявшие позиции с левериджем, продают упавший в цене актив, но вскоре этот актив становится никому ненужным. Запускаются маржин-коллы. Затем инвесторы начинают продавать хорошие активы, чтобы вырученными деньгами удовлетворить маржинальные требования. После паника распространяется на банки и дилеры, которые изначально не были связаны со слабым активом.

Вскоре зараза распространяется на все банки и активы, так как каждый участник рынка хочет в спешке вернуть свои деньги. Банки начинают терпеть крах, паника ширится, и, наконец, центральные банки вмешиваются в рынки, чтобы развести по углам победителей и проигравших и повторно наполнить систему ликвидностью в пользу победителей.

Как правило, мелкие инвесторы (и некоторые обанкротившиеся банки) принимают на себя самую сильную боль, в то время как крупные банки получают бэйл-ауты, после чего продолжают работать в штатном режиме.

Паники имеют между собой много общего. Различия в финансовых паниках заключаются не в том, как они заканчиваются, а как они начинаются. Крах 1987 года начался с компьютеризированной торговли. Паника 1994 года началась в Мексике. Паника 1997–98 годов началась на азиатских развивающихся рынках, но вскоре распространилась на Россию и крупные банки. Крушение 2000 года началось с дот-комов. Паника 2008 года была вызвана дефолтами по сабпрайм ипотечным кредитам.

Проблема закачается в том, что регуляторы похожи на генералов, сражающихся в прошлой войне. В 2008 году глобальный финансовый кризис начался на ипотечном рынке США и быстро распространился на банковский сектор, который был отягощен чрезмерным левериджем.

С тех пор стандарты ипотечного кредитования были значительно ужесточены, а требования к капиталу банков резко возросли. Банки и ипотечные кредиторы сегодня могут быть в большей безопасности, но сама система – нет. Риск просто переместился в другие сектора.

Что вызовет следующую панику?

Известный экономист Кармен Рейнхарт говорит, что местом, за которым необходимо следить, является высокодоходный долг США, называемый “мусорными облигациями”.

Я также озвучивал этот же аргумент. Мы вот-вот столкнемся с разрушительной волной дефолтов по мусорным облигациям. Следующий финансовый крах вполне может быть запущен на рынке мусорных облигаций.

Давайте поговорим об этом чуть подробнее…

После Великого Финансового Кризиса экстремально низкие процентные ставки позволили огромного количеству крайне спекулятивных корпоративных облигаций или “мусорных” облигаций подорожать примерно на 60% – до рекордно высокого уровня. В результате многие бизнесы оказались чрезвычайно эффективными. По оценкам экспертов, общая сумма непогашенных мусорных облигаций, обращающихся на рынке, составляет примерно $3,7 трлн.

Опасность заключается в том, что, когда наступит следующий экономический спад, многие корпорации не смогут обслуживать свои долги. Дефолты будут распространяться по всей системе как смертельная инфекция, и ущерб будет огромным.

Следующий абзац – отрывок из отчета старшего кредитного эксперта Moody’s Мариаросы Верде:

Этот длительный период благоприятных условий кредитования помог многим слабым компаниям с высоким левериджем избежать дефолта … Многие очень слабые эмитенты живут на заемное время, пока благоприятные условия сохраняются … Эти компании объявят дефолты, когда условия кредитования в конечном итоге станут более жесткими … рекордное количество компаний с высокой долей заемных средств подготовило почву для особенно большой волны дефолтов, когда в конечном итоге наступит следующий период широкого экономического стресса.

Если уровень дефолтов составит всего 10%, – и это консервативное предположение, – то фиаско корпоративного долга будет как минимум в шесть раз больше, чем убытки от субстандартного кредитования в 2007-08 годах.

Многие инвесторы будут застигнуты врасплох. Как только цунами обрушится на рынки, никто не сможет от него спастись. Фондовые индексы обвалится из-за растущих потерь на кредитном рынке и вследствие ужесточения условий кредитования.

Но корпоративный долг – не единственный меч, нависший над экономикой. Условия кредитования уже начали сказываться на реальной экономике. Потери от студенческих кредитов также стремительно растут. Убытки растут по субстандартным автокредитам, в результате чего подают продажи новых автомобилей. По мере того, как эти потери будут сказываться на экономике, ипотека и кредитные карты будут следующими в очереди.

Может ли статься так, что мы уже стали свидетелями начала следующего кризиса? Никто не знает этого наверняка, но сейчас наступило время приготовиться к будущим катаклизмам. Как только рынок развалится на части, будет слишком поздно предпринимать какие-либо действия.

Вот почему нужно покупать золото сейчас, пока оно дешево. Когда оно будет вам больше всего нужно, когда наступит кризис, оно будет стоить целое состояние.

Обе паники 1998 и 2008 годов зарождались более чем за год до того, когда они достигли уровня острого глобального кризиса ликвидности.

Инвесторы имеют достаточно времени, чтобы сократить свои рискованные позиции, увеличить долю кэша и золота в своих портфелях и отойти в сторону, пока кризис не утихнет. В кризисные времена у каждого, кто будет располагать деньгами, появятся поистине потрясающие возможности выгодно вложить свои средства.

Инвестор, располагающий кэшем в 2008 году, мог бы сохранить богатство во время кризиса и с тех пор увеличить его почти в четыре раза, купив индекс Dow Jones на отметке 6550 пунктов.

Относительно небольшое число инвесторов сделали это. Вместо этого они мучились от “страха пропустить движение вверх”, поскольку рынки росли. Но затем началась паника. Они продолжали ошибочно полагать, что могут “уйти вовремя”, если рынки развернутся, не понимая, что развороты происходят намного быстрее, чем ралли. Они удерживали убыточные позиции, надеясь, что они вырастут к прежним уровням.

Всякий раз простые поведенческие предубеждения мешают делать правильные вещи.

Пока не ясно, как ситуация будет развиваться дальше. Волатильность вернулась, и рынки все еще находятся в опасном положении. Председатель Федрезерва Джей Пауэлл в прошлую пятницу швырнул инвесторам кость, сказав, что последующие раунды повышения ставок отменены до дальнейшего уведомления, и что он готов остановить QT “в случае необходимости”. Рынки, естественно, выросли после таких заявлений.

Если вам все еще нужны доказательства того, что сегодняшние фальсифицированные рынки все еще нуждаются в поддержке со стороны Федрезерва, вот они. Однако совсем не ясно, можно ли на данном этапе избежать следующего кризиса.

Вам не следует иметь большую позицию на этих рынках. Гораздо лучше уйти слишком рано, чем слишком поздно. Вам не следует последним заниматься подготовкой к приближающимся событиям. Начните прямо сейчас, уменьшив свою позицию в акциях и увеличив свою позицию в кэше и золоте, чтобы вы могли выдержать грядущий шторм.

Подготовка – это значит 10% ваших инвестиционных активов в золоте или серебре и еще 30% в кэше. Это распределение сохранит богатство и обеспечит сухой порошок для донной ловли рыбы в предстоящий кризис.

 

Оригинал: The Daily Reckoning