Ипотечные проекты: от коммерческого банка до локомотива развития экономики
1Читайте блоги
специалистов
2Пишите
в собственный блог
3Комментируйте
интересный посты
  • Подписка на новые сообщения в блоге:
    Ипотечные проекты: от коммерческого банка до локомотива развития экономики
    31 марта 201614:08
    поделитесь с друзьями

    Анонс нового проекта Русипотеки «Высшая ипотечная лига»

    Рейтинг читателей
    3244
    0
    комментарии (0)

     Расстановка мест в ипотечном рейтинге представляет неизменный интерес. В новом проекте нас будет интересовать не только, кто вошел в число лидеров ипотечного рынка, но и как этого удалось добиться. Конкуренция способствует развитию рынка и повышению стандартов работы, которые будут изучаться в рамках проекта.  

    Данный проект впервые был представлен 25 марта в публикации на сайте информационного  агентства Bankir.ru.

    Ипотечное жилищное кредитование можно охарактеризовать многими понятиями. Для рассматриваемой сегодня темы возьмем только два – конкуренцию и концентрацию. Конкуренция может быть приравнена к соревнованию за потребителя, а концентрация демонстрирует результат такого соревнования. Первая десятка ипотечных кредиторов за три года увеличила влияние с 77,7 до 90 процентов от всех выданных кредитов. Концентрация выросла, но также росла и конкуренция. Даже Сбербанк со своим трехкратный отрывом от ВТБ 24 не может почивать на лаврах и находится под таким же конкурентным давлением, как и все остальные коммерческие банки.
    Соревнование за потребителя может измеряться в абсолютных показателях, таких как число клиентов, так и в относительных, таких как удовлетворенность клиентов или экономическая эффективность ипотечного бизнеса. По причине сложности такие исследования затруднительно поддерживать на регулярной основе. Поэтому, определение победителей соревнования зачастую происходит по объемным показателям, из которых и составляются рейтинги.
    Аналитический центр по ипотечному кредитованию и секьюритизации РУСИПОТЕКА с 2003 года собирает данные по результатам функционирования ипотечного рынка, которые отражаются в рейтингах по направлениям:
    • ипотечные банки,
    • ипотечные компании,
    • регионы.
    В новом проекте Высшая ипотечная лига мы решили посмотреть не только на результаты лидеров и занимаемые ими места, но и на то, как они работают, чтобы попасть на ипотечный Олимп. В рамках проекта, мы постараемся выявить, какие стандарты работы присущи лидерам.
    Правила формирования Высшей ипотечной лиги
    Таблица 1 Правила формирования Высшей ипотечной лиги

    Наименование правила

    Правило

    1

    Участники соревнования

    Коммерческие банки, выдающие ипотечные кредиты физическим лицам от своего имени (со своего баланса).

    2

    Главный расчетный показатель

    Рыночная доля кредитора - рассчитывается в процентах от общей выдачи ипотечных кредитов в РФ за период

    3

    Порядок расчета

    РДii /∑рф*100, где

    Bi – выдача ипотечных кредитов коммерческим банком (i) за период.

    Источник. Анкеты, передаваемые коммерческими банками в адрес РУСИПОТЕКИ.

    рф – Сумма выданных кредитов в рублях и валюте в РФ.

    Источник. ЦБ РФ. Показатели первичного рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования.

    Разделы. Сведения об ипотечных жилищных кредитах, предоставленных кредитными организациями физическим лицам-резидентам, и приобретенных правах требования по ипотечным жилищным кредитам в рублях (валюте) (всего по Российской Федерации). Столбец «Объем предоставленных кредитов».

    Точность вычисления РДi- два знака после запятой.

    4

    Количество участников

    По количеству коммерческих банков, имеющих рыночную долю не менее 1 %, но не меньше 10 участников.

    5

    Критерий попадания в высшую лигу

    В высшую ипотечную лигу попадают все коммерческие банки, имеющую долю рынка равную или превышающую 1 %.

    В случае, если число участников не достигнет десяти, то лига дополняется следующими участниками с максимальной рыночной долей.

    6

    Порядок ранжирования участников

    Ранжирование участников осуществляется в соответствии с рыночной долей. При совпадении  показателя рыночной доли места объединяются. В объединенных местах участники указываются по алфавиту.

    7

    Таблица результатов соревнования

    Четыре основных столбца:

    1.место в Высшей ипотечной лиге,

    2. наименование банка,

    3. выдача ипотечных кредитов в млн рублей,

    4. рыночная доля в %.

    Дополнительные столбцы содержат справочную информацию о рыночных долях за предыдущие годы

    8

    Подведение итогов

    2 раза в год по результатам 6 и 12 месяцев с начала года.

    9

    Кандидаты в высшую ипотечную лигу

    При формировании результатов дополнительно к участникам Высшей ипотечной лиги приводятся сведения о следующих за ними по ранжиру пяти коммерческих банках.

    Комментарий к правилам (табл. 1)
    1. Банки, входящие в состав банковских групп, учитываются отдельно. Работая под отдельным именем, кредитор использует особенности бренда, его историю и связи с клиентскими сегментами.
    2. Ипотечные компании выполняют важные функции в своих сегментах, но имеют значительно меньшую рыночную долю. По ним составляется отдельный рейтинг.
    3. Рейтинг составлен по выдаче, а не по кредитному портфелю, который отражает былые заслуги. Лучшая характеристика текущего влияния банка на ипотечный рынок сейчас и на перспективу демонстрируется возможностями системы продаж.
    4. Главным показателем, определяющим итоги ипотечного соревнования, служит объем в денежном выражении, а не количество кредитов. В течение последних лет средняя сумма ипотечного кредита меняется незначительно и близка к 1,7 млн рублей. На больших объемах кредитования продуктовые и региональные особенности нивелируются, и средний размер кредита незначительно отличается у банков в вершине рейтинга.
    Объемы кредитования, достигнутые коммерческими банками, формируют Высшую ипотечную лигу, но не ограничивает, а только подогревает наш интерес к работе кредиторов из ее состава.
    Кроме ранжирования участников соревнования нас интересует опыт победителей, которые формируют стандарты практического ипотечного кредитования.
    Продукты, технологии, отношения с клиентами – все это является составной частью лидерства и будет внимательно изучаться.
    Высшая ипотечная лига по итогам 2015 года
    Таблица 2. Распределение мест в Высшей ипотечной лиге по итогам 2015 года

    Место

    Банк

    Объем выданных ипотечных кредитов в 2015 году в млн руб.

    Рыночная доля по итогам 2015 в %

    Справочная информация

    Рыночная доля по итогам 2014 в %

    Рыночная доля по итогам 2013 в %

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    Сбербанк

    661 800

    57,68

    52,25

    46,51

    2

    ВТБ 24

    198 368

    17,29

    19,90

    17,97

    3

    Россельхозбанк

    37 748

    3,29

    3,05

    н/д

    4

    Дельтакредит

    29 819

    2,60

    1,87

    2,08

    5

    Банк Москвы

    28 274

    2,46

    1,92

    1,09

    6

    Газпромбанк

    26 839

    2,34

    3,59

    5,78

    7

    Абсолют Банк

    14 973

    1,31

    0,91

    0,98

    8

    Санкт-Петербург

    13 189

    1,15

    0,88

    0,93

    9

    Возрождение

    11 189

    0,98

    0,59

    1,07

    10

    Связь-Банк

    10 566

    0,92

    1,36

    1,32

    Кандидаты в Высшую ипотечную лигу

    11

    Транскапиталбанк

    9 544

    0,83

    0,71

    0,76

    12

    ХМБ Открытие

    8 580

    0,75

    0,81

    0,86

    13

    Банк Жилфинанс

    8 034

    0,70

    0,68

    0,72

    14

    АК Барс

    7 663

    0,67

    0,62

    0,63

    15

    Райффайзенбанк

    6 939

    0,60

    1,10

    1,27

    Справочно: весь рынок 1 147 339 млн руб.
    Из 10-ти банков, вошедших в Высшую ипотечную лигу, только 8 имеют рыночную долю, превышающую 1 %.
    Предпосылки к изменениям рыночных долей
    Первое. Уход из розничного бизнеса АИЖК.

    Сеть продаж АИЖК сократится, возможно вообще перестанет существовать или будет работать на других участников. На это уйдут ближайшие два года. Если не брать в расчет выход из кризиса 2008 года, то сеть АИЖК имела потенциал 5-7 % рынка.
    Второе. Уменьшение количества участников ипотечного рынка.
    Кто-то уходит с рынка, кто-то сокращает объем. Причины не важны. Доли не очень большие, но после сокращения восстановлены не будут в подавляющем большинстве случаев.
    Третье. Ипотечные кредитные портфели проходят уже не первый кризис лучше остальных розничных кредитов.
    Кредитный ипотечный портфель в 2015 году увеличился на 11 % и поддерживает интерес кредиторов к этому продукту.
    Четвертое. Ипотечные жилищные кредиты хорошо интегрированы в другие сферы.
    Ипотечное кредитование устойчиво связано с инвестиционно-строительной деятельностью, рынком недвижимости, социальной политикой, жилищной политикой. Общественная значимость и соответствующее внимание не вызывает сомнения, что также поддерживает стратегический курс на банков на развитие ипотечного кредитования.
    Пятое. Объединительные процессы и рост потенциальных возможностей участников.
    Перечень постоянно расширяется. Что-то прошло, что-то на слуху. Новые или изменённые участники при желании могут многое сделать на ипотечном рынке, если захотят и проявят волю.
    Шестое. Реальные или декларативные планы продажи/приватизации банков.
    Подготовка к продаже может быть длительная, а может быстрая. Зачастую перед продажей возникает желание улучшить финансовые показатели коммерческого банка. Для них рыночная доля на коротком временном отрезке может быть не очень важна. Оптимизация перед продажей может увеличить рвение к продажам, а может и сократить.
    Заключение
    1. Правила формирования Высшей ипотечной лиги определены.
    2. Результаты 2015 года подсчитаны.
    3 Резкий передел рынка не близок, но изменения возможны уже по итогам 2016, а по итогам 2017 года могут удивить.
     

    Обсуждения
    Авторизоваться
    Комментарии отсутствуют

    Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться

    Авторизоваться